Хор Советской Песни


"Народный коллектив"




ветеранов войны и труда

Четверг, 18.10.2018, 12:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Ноябрь » 15 » Выступление на фестивале русского искусства "Прииртышские напевы" в г. Семей (Казахстан)
11:21
Выступление на фестивале русского искусства "Прииртышские напевы" в г. Семей (Казахстан)

Аншлаг в Прииртышье
В городе Семей (Казахстан), в театре имени Абая, с 24 по 26 сентября проходил У111 Международный фестиваль русского искусства «Прииртышские напевы», в ко-тором приняли участие более полутора тысяч артистов из различных городов – Алматы, Бишкека, Усть-Каменогорска, Кемерова, Новосибирска, Барнаула, и многих других. В номинациях: «Русская инструментальная миниатюра», «Вокально-хоровой жанр», «Русский романс», «Юные исполнители», - фестиваль собрал истинных цени-телей музыки и песни.
В этом грандиозном празднике принял участие известный в Кузбассе и побывавший во всех его уголках области ветеранский коллектив «Хор советской песни» Кемеровского Культурного Центра, под руководством Заслуженного работника культуры России, кандидата педагогических наук, профессора Анатолия Павловича Мохонько.
Кстати, Анатолий Павлович является не только хормейстером, организатором и менеджером всех выступлений, но, главное, он спонсирует гастрольные маршруты коллектива. Без этого многие творческие поездки просто не состоялись бы. Именно за его личные деньги были приобретены и новые концертные костюмы артистов, которые по достоинству оценили и зрители, и члены жюри фестиваля в Казахстане.
- Финансовые трудности испытывает большинство любительских коллективов, - с горечью сетует Мохонько, - мы готовы зарабатывать деньги своими выступлениями, но по-хорошему нужен организатор, пока же приходится самим выполнять все функции.
На открытии фестиваля ветеранский хор выступал с песней «Родной Кузбасс», которую считает своей визитной карточкой. Это лирико-патриотическое произведение композитора Марины Аристовой прозвучало великолепно, и принимали их зрители очень тепло. Многие русские, живущие в Казахстане, пришли на фестиваль, соскучившись по родной культуре.
Конкурсная программа «Хора советской песни» включала в себя, как произведения русской классики (Чайковский, Бородин, Мусоргский), так и песни советских и российских композиторов (Свиридов, Гаврилин, Аедоницкий, Шабалин), а также кузбасских композиторов (Мохонько, Аристова). Песня «Зимняя дорога» (музыка Виссариона Шабалина, стихи Александра Пушкина) вызвала настоящие овации, как и заключительная сцена из оперы Мусоргского «Хованщина». Речитатив Стрельца Кузьки блистательно исполнил Анатолий Стариков, а арию князя Хованского — Анатолий Нестеров. После акапельной молитвы в зале долго не смолкали аплодисменты
- Меня включили в состав жюри, - говорит Анатолий Павлович, - и я хочу сказать, академических хоров на фестивале было мало. Что касается народных коллективов, то они были на высоте. Да и мы не подкачали, выступили очень хорошо. За три дня дали шесть концертов, в том числе на площади в центре города, а также в гостинице «Центральная».
Множество эмоций вызвали советские песни. - присутствующие на концертах русские слушали их со слезами на глазах. Но в репертуаре кемеровских артистов нашлось место произведению на казахском языке - «Атамекен» - «Земля отцов» (Е. Хасангалиев. К. Мырзалиев). Эта песня стала изюминкой в концертной программе.
Результат поездка – три лауреатских звания и Диплом. Благодарственными письмом Русского социально-культурного Центра г. Семей награждены Анатолий Павлович Мохонько, хормейстер Алена Моглинцева и Культурный Центр г. Кемерово. Так отмечено их высокое исполнительское мастерство, любовь к русской культуре и вклад в укрепление дружбы между народами. На имя губернатора Кемеровской облас-ти Амана Гумировича Тулеева от имени организаторов Международного фестиваля направлено письмо с выражением благодарности за участие хора ветеранов в празднике музыки и песни. Кстати, коллектив нуждается в пополнении и ждёт новых талантливых исполнителей.

Наталья МИЛЮТИНА. Аншлаг в Прииртышье. – Кемерово. - «Земляки», 2010. – 8 окт.

Покорение «Земли отцов»
Казахстанский город Семипалатинск с недавних пор называется Семей. Но, несмотря на новое название, традиции там живут старые, добрые. Как раньше, так и сейчас свободно звучат там и русская речь, и песни на русском языке. А в конце сентября в городе Семей состоялся международный фестиваль русского искусства «Прииртышские напевы». Среди его участников был и известный кемеровский коллектив - хор советской песни под руководством заслуженного работника культуры России, профессора Анатолия МОХОНЬКО.
Подготовка к фестивалю совпала и со временем отпусков, и с садово-огородными заботами. И вообще со временем каникул в очагах культуры. А ветеранский хор советской песни как раз прописан в культурном центре Ленинского района Кемерова. Так что репетировали, да и в дорогу собрались (кстати, за свой счет) не в полном составе. Выступали и за себя, и «за того парня». Но как выступали]
Вместе с дипломами привезли в родной Кузбасс и теплое благодарственное письмо на имя губернатора Амана Тулеева. Письмо большое, так что приведем лишь выдержки:
«Творческая интеллигенция и жители Восточного Казахстана выражают сердечную благодарность за возможность познакомиться с вашим замечательным коллективом под руководством Анатолия Павловича Мохонько. Хор дал шесть концертов выступили на всех фестивальных площадках города, и показал разнообразную, качественную программу. В репертуаре были произведения русской классики (Чайковского, Бородина, Мусоргского), а также советских и российских композиторов (Свиридова, Гаврилина, Аедоницкого, Шабалина). На «браво!» и «бис!» звучали мелодии кузбасских авторов (Аристова, Мохонько). Нашлось место в программе хора из Кузбасса и песням казахских композиторов. Изюминкой концертной программы стала песня «Атамекен» («Земля отцов»), исполненная кузбассовцами на казахском языке. Выражаем вам, уважаемый Аман Гумирович, и всему руководству, а также творческому Кузбассу благодарность за сохранение и развитие лучших традиций искусства».
Согласитесь, эти слова дорогого стоят! Приятны они и нашим голосистым землякам. Кто особенно отличился на фестивале? Анатолий Павлович Мохонько считает, что все старались: и Алена Моглинцева, и Екатерина Перегоедова, и Анатолий Нестеров, и Анатолий Стариков. Одним словом, все, кто поехал, выступил, заставил по-особому взглянуть на наш Кузбасс тех, кто у нас не был.
Сейчас кемеровский Хор советской песни (кстати, уже неоднократный победитель, лауреат и дипломант разных творческих конкурсов) начал свой новый сезон. В коллектив приглашают всех, кто неравнодушен к хорошей песне. В этом народном хоре будут рады и женским, и мужским голосам. Потому что хорошие песни, как родник, никогда не кончаются.
БАБАНАКОВА Галина. Покорение «Земли отцов» // Кузбасс, 2010. - 12 октября.

Губернатору Кемеровской области
г-ну Тулееву А.Г.
Уважаемый Аман Гумирович!
Творческая интеллигенция и жители Восточного Казахстана выражают сердечную благодарность за возможность познакомиться с Вашим замечательным коллективом Хором советской песни Культурного центра г. Кемерово под руководством Мохонько А.П., который принял участие в VIII Международном фестивале русского искусства «Прииртышские напевы», проходившего в городе Семей (Казахстан) с 24 по 26 сентября 2010 года.
В рамках Вашего проекта «Культура» Аман Гумирович, к нам на фестиваль из Кузбасса прибыл народный коллектив ветеранский Хор советской песни Культурного центра г. Кемерово под руководством заслуженного работника культуры России, профессора Анатолия Павловича Мохонько. Коллектив дал 6 концертов, выступая на всех фестивальных площадках города и показал разнообразную и качественную программу, как из произведений русской классики (Чайковский, Бородин, Мусоргский), советских и российских композиторов (Свиридов, Гаврилин, Аедоницкий, Шабалин), а также кузбасских авторов (Аристова, Мохонько).
Казахстанские слушатели и участники фестиваля с восторгом принимали каждое выступление Вашего замечательного коллектива, в репертуаре которого нашлось место и для песен казахских композиторов. Изюминкой концертной программы стала песня «Атамекен» («Земля отцов») Е. Хасангалиева и К. Мырзалиева, исполненная на казахском языке. Высокий исполнительский уровень кузбасского любительского коллектива, по мнению многих членов жюри фестиваля, сравним с профессиональным, он признан одним из лучших хоров исполняющих классический репертуар.
Выражаем Вам, уважаемый Аман Гумирович, всему трудовому Кузбассу, творческому коллективу Хора советской песни Культурного центра г. Кемерово и его руководителю Анатолию Павловичу Мохонько большую благодарность за преданность в деле духовного воспитания молодежи, за сохранение и развитие лучших традиций хорового искусства. С уважением.
Председатель
Русского социально-культурного центра г. Семей, проректор по научной работе и международным связям Семипалатинского государственного педагогического института, д.б.н., профессор Панин М.С.

Почему в России не поют?

 ИНОГДА я думаю о том, почему в России уже много лет не поют. При этом вспоминаю детство, когда в нашей стране все пели – в семье, в коллективных поездках на сельхозработы, в застольях. Девушки пели на улице, что считалось нормой. К моей старшей сестре приходили подружки и часто пели. Пели одноклассницы на переменах, сев кружком, и даже на несколько голосов. Тогда везде были хоры – в школах, в вузах, на заводах, в сельских клубах… А потом все стало исчезать. И вот лет десять назад в Белово я прочитал непривычное объявление о конкурсе хоров.
Я сразу вспомнил то милое время, когда нас, школьников, учителя после уроков дважды в неделю загоняли на
хор. И хотя добрая половина из нас ходила туда по прин­ципу: «Я участвую в хору, все орут и я ору», но на весенних районных, а иногда и областных смотрах наш хор гремел и все мы в те мгновенья очень любили свою Родину, потому что песни были патриотические. Родители давали нам маленькие денежки, чтобы мы могли после выступления купить в буфете лимонад и коржики, которые были очень вкусными. Потом пошли ВИА, дискотеки, на которых мальчики и девочки оглушали себя грохочущей музыкой, чтобы не слышать окружающий мир, а чтобы не видеть его, стали принимать алкоголь, наркотики. И даже танцевать стали поодиночке, а не парами. А уж когда пришел интернет, то и вовсе обособились, каж­дый в своей конуре. А тут еще и страна распалась, место культуры занял шоу-бизнес. Петь люди перестали. Дома, на дачах, на корпоративах – гремящая музыка с голосами «Фабрики звезд». Однажды слышал по радио, что приезжает Кубанский казачий хор. Но то профессионалы, и одни. А здесь объявление – целый конкурс хоров, да еще самодеятельных. Вес­точка из далекого мира. Я считал, что хоры вымерли, это было так давно. Мне захотелось послушать, тем более что входная плата была символической – по цене одной поездки в городском транспорте.
Открылся занавес. На сцене стояло около пятидесяти старушек и несколько старичков. Раньше я видел только школьные хоры да профессиональные, где не было седых людей. Когда же запели, я был обескуражен еще больше. Высокие женские голоса были без окраски, без обертонов, словно нижние струны гитары без оплетки. Голоса имели  одинаково металлическое серебристое звучание. При этом они дребезжали. Дребезжание отвлекало. Оно мешало, словно гудение мух в квартире. Хоры сменяли один другой. Все пожилые люди.  Я был удивлен. Как же постарел
хор! Ни одного молодого человека…
Уходил с мыслью – неужели самодеятельные хоры исчезнут вместе со старушками.
В нашей поселковой школе пение было до девятого класса включительно. Вел его баянист, который во время урока отбирал солистов для хора. Участие в хоре сближало, рождало чувство коллективизма, развивало музыкальный слух, позволяло каждому ощутить свои голосовые возможности, да и просто излить душу в пении, кроме того, выявляло красивые голоса для дальнейшего музыкального образования. Многие эстрадные певцы начинали творческий путь с хора. Школьные хоры были начальным этапом приобщения населения к музыкальной культуре. В современном Китае идут еще дальше. Там в школьную программу включено обучение оперному искусству.. Но как сделать, чтобы люди у нас снова запели …
И вот недавно встретил знакомую. Она сказала, что спешит в Культурный центр на
хор. Я сразу вспомнил тот конкурс и старушек, как я думал, последних из могикан. Но хор почему-то еще существует. Я решил его послушать. И не пожалел.
Руководит хором профессор Кемеровского университета культуры и искусств Анатолий Павлович Мохонько, заслуженный работник культуры. Возможно уже поэтому все здесь по-другому, хотя участники немногим моложе тех конкурсантов. Там пели на два голоса – обычное дело для любительских хоров, собирающихся от случая к случаю. Здесь же, на  удивление, поют на четыре, пять и даже шесть голосов. Что непросто даже профессионалам. В юности у нас была забава: иногда на спор мы, несколько человек, пели громко все сразу, причем каждый свою песню, кто кого перепоет. Исполнять в таких условиях  мелодию и слова, когда тебе в ухо кто-то кричит совсем другое, оказывалось очень сложно, хотя мы были юными, со свежими способностями. А здесь большинству хористов за
шесть­десят, возраст, когда музыкальные слух и память притупляются. Нетрудно представить, какой большой труд, сколько регулярных репетиций, какая дисциплина должны быть у людей, поющих многоголосием, да еще, как они нередко делают, – а капелла.
Там, на конкурсе, исполнялись
песни народные и патриотические, как всегда. Здесь же кроме песен звучат отрывки из мюзик­лов, опер, оперетт, бравурные мелодии и даже на английском языке… Все это ново, непривычно для хора.
Главным качеством певца всегда являлось наличие красивого певческого голоса – желательно сильного, музыкального слуха, а также индивидуальности в исполнении.  Но с приходом шоу-бизнеса все перевернулось. Певцов научились делать с помощью звукового «грима» при слабеньких данных. Талантливых же исполнителей редко показывают не только частные, но и государственные телеканалы. В результате последние двадцать лет мы не слышим с экранов русских народных песен, романсов; нет, как прежде, трансляции опер, оперетт…
Но причина упадка музыкальной культуры в России не только в дурном вкусе хозяев телеканалов, радиостанций и шоу-бизнеса. Общая неразбериха в стране в по­-
след­ние годы также всего не объясняет. Причина глубже. Шоу-бизнес появился не просто так. Он занял возникшую пустоту – место чего-то чистого, что ушло… Душа у людей потеряла что-то святое, закрылась, окаменела, перестала петь.
Как же хору удается выживать? Доходов не приносит – слово «
хор» зрителей не собирает. Он явно не в «формате». Аренду залов руководителю Хора Советской Песни (так называется хор А.П.Мохонько) иногда приходится оплачивать из своего кармана, как и концертную одежду хористов. И это несмотря на то, что Хор Советской Песни является лауреатом областных фестивалей, призером  Всероссийского конкурса «Поющая Россия», лауреатом международных фестивалей «Хоровое вече Сибири» и «Прииртышские напевы».
Отчетные концерты хора проводятся раз в год, а между ними только иногда по несколько песен на общественных мероприятиях – тематических либо к празднику. Но два-три произведения, не всегда самые лучшие из репертуара, мало привлекают слушателей. И лишь побывав на репетициях, я увидел всю красоту пения хора, наслаждался, наблюдая, как шлифуется каждая фраза, ткется ажурное полотно песен и был огорчен, что кроме меня этого никто не слышит. Я предложил руководителю хоть иногда приглашать на репетиции зрителей, устраивать мастер-классы, чтобы люди узнали, какой удивительный
хор есть в Кемерово.
На конкурсах отмечали профессионализм Кемеровского Хора
Советской Песни. Но дается такое непросто. «Взрослые» хоры страдают нестабильной посещаемостью. У кого-то рабочая смена, кто-то с внуками, кто приболел (возраст-то не спортивный), у кого сад, кого-то муж не пускает. Подобные проблемы и в Хоре Советской Песни. Из тридцати с лишним певцов на репетициях бывают лишь двадцать с небольшим, и те меняются. Приходится делать повторы. Поэтому репетиции длятся четыре часа. Перерабатываются старые, разучиваются новые мелодии; постигается звуковое наполнение фраз, нюансы чувств при пении, ритмика… –  то, что создает красоту исполнения. Анатолий Павлович, словно между прочим, передает профессиональные знания. Благодаря его необыкновенным  творческим и организаторским способностям репетиции пролетают как одно мгновение.

Участником Хора
Советской Песни может стать каждый от восемнадцати до восьмидесяти лет. Но многие, узнав репертуар, уходят, говорят, что пришли отдохнуть, попеть традиционные застольные песни, а здесь надо трудиться… А уж кто остался, радуются, что не ушли.    
В репертуаре коллектива около ста пятидесяти произведений разных стилей, жанров и эпох. Запомнить непросто, а на концертах от волнения нетрудно и забыть. Во избежание конфуза, решили каждому дать на выступление красную папку с текстами. Конкурсная комиссия, слушая отличное пение и видя папки, решила, что все с музыкальным образованием, поют по нотам. Поющим такое польстило – всего несколько человек знают нотную грамоту.
И вот совсем недавно состоялся отдельный концерт Хора
Советской Песни в помещении областной филармонии Кузбасса. Участники хора сами распространили билеты... Зал был полон. Хор выступил в полной красе. «Русский вальс» Пахмутовой, хоровые произведения Свиридова, песня Гладкова из кинофильма «Обыкновенное чудо», старинный романс «Я помню вальса звук прелестный» Николая Листова, «Тебе поем» Ипполитова-Иванова из литургии Иоанна Златоуста, русские и украинские народные песни, современные грустные и шуточные – далеко не полный перечень исполненных мелодий. Солисты с красивыми сильными голосами. Поймал себя на мысли, что на концертах художественной самодеятельности всегда чего-то недостает – у кого-то голос тихий, у кого-то резкий, у кого-то хриплый, кто-то не берет ноту – одним словом, самодеятельность, пришли и спели, кто как смог. В выступлениях Хора Советской Песни не оказалось никакой недостачи. Четкое многоголосие, наполнение каждого звука, отличное звучание как женских, так  и мужских голосов, взяты все ноты. Но главное – чувства. Когда закончился концерт, зрители не спешили подниматься с мест.  Такое бывает нечасто, всегда бегут в гардероб. А здесь – полное умиротворение. Песенная гармония расслабила, раскрепостила души, вернула во времена истинных ценностей.
Возможно, за таким хором будущее. Строгость классического пения и многообразие жанров. Мы знаем выражение «душа поет» – это когда человеку хорошо. И именно этот сохранившийся непрофессиональный
хор представляется своеобразным коридором из поющей в прошлом России в будущую поющую Россию, когда душа народа снова запоет.
Когда шел на концерт, недалеко от филармонии встретил трех девочек лет десяти. Они пели. Такое услышал впервые за несколько десятилетий – пение на улице, где уже и пьяные давно не поют. Я посчитал это хорошим знаком.
В конце месяца
Хор Советской Песни улетает в Крым, куда приглашен для участия в Международном фестивале «Звездный Крым».

АлександрЗОЛОТУХИН.

Кемерово.

В 2014 году нам исполнилось 15 лет! Много это или мало для любительского коллектива? Результаты нашего труда говорят сами за себя. За это время мы дали 430 концертов, исполнили свыше 200 песен советских композиторов, хоров из опере и оперетт, мюзиклов, народную и духовную музыку. Только в прошедшем концертном сезоне 2013-14 года коллектив дал концерты в городах Кузбасса: Гурьевске, Салаире, Топках и Топкинском районе, Новокузнецке, Киселёвске, Кемерове. Сейчас в нашем коллективе занимаются 42 человека. Это люди разных профессий и возрастов. Если Алёне Плиевой 25 лет, то старейшему участнику хора Анатолию Старикову уже идет 81 год. За последние годы мы успешно выступили на международных фестивалях в Украине (2011) и Казахстане (2012). На поездку в эти государства руководителю пришлось использовать собственные сбережения. Но это стоило того. Везде наши концерты имели большой успех. Из самых значимых выступлений хочется отметить концерт в Большом зале Кемеровской филармонии в сопровождении оркестра русских народных инструментов филармонии. При полном зале слушателей, которые каждую песню встречали дружными аплодисментами, коллектив исполнил совершенно новую, разнообразную и интересную программу. Мы в этом сезоне выступили с муниципальными оркестрами русских народных инструментов Новокузнецка (ДК алюминщиков, руководитель оркестра Александр Михайлин) и Киселёвска (киноцентр "Россия", руководитель Сергей Гранкин). В ней прозвучали песни: Мигуля В., Лазарев В. «Не остуди своё сердце, сынок», (солист Анатолий Нестеров), Арчибальд Джойс, Боков В. «Осенний сон» (русский старинный вальс), Мовсесян Г., Ошанин Л. «Это говорим мы», Жарковский Е., Рождественский Р. «Песня об океане», Кальман Имре «Карамболина». Песня Нинон из оперетты «Фиалка Монмартра», (солистка Алёна Плиева), Поклад И., Вратарёв А. «Заневестилась весна» (солист Василий Клемчук), Дунаевский И. Песенка Капитана (из к/ф «Дети капитана Гранта и оперетты «Вольный ветер», солист Евгений Белов), Верди Дж. "Застольная" из оперы «Травиата» (солисты Анастасия Пхайко и Василий Клемчук), Луиджи Денца «На качелях» (солист Владимир Гергет) и др. Хочется отметить, что с нами уже не первый раз с удовольствием выступает заслуженный артист России, солист Музыкального театра Кузбасса Евгений Белов. Его высокохудожественное и профессиональное выступление не только вызывает гордость, но и способствует нашему более слаженному исполнению подтягивает и поднимает настроение наших певцов-любителей. И также не первый раз в концертах принимают участие в качестве дирижеров выпускники дирижёрского класса (в прошлом) руководителя хора лауреат международного конкурса дирижёров, преподаватель Новосибирской консерватории Вячеслав Прасолов, заслуженный работники культуры России, преподаватель Прокопьевского колледжа искусств Сергей Толстых и начальник управления культуры Киселёвска Виктор Алиференко.

 

Просмотров: 23512 | Добавил: mohonco | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Мне недавно требовалась юридическая помощь и я слёзно искал какой-нибудь юридический центр! Через какое-то время совсем случайно нашёл на http://www.consalt-centr.ru/uslugi_fiz_licam.html - Представительство по семейным спорам
. просмотрел их веб сайт и оформил предлагаемую услугу. После этого юридическая помощь дала о себе узнать и я решил свои личные проблемы. Теперь всем рекомендую лучший юридический центр Консалт.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0