Хор Советской Песни


"Народный коллектив"




ветеранов войны и труда

Суббота, 20.04.2024, 22:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Почему в России не полют?

Почему в России не поют?

 

ИНОГДА я думаю о том, почему в России уже много лет не поют. При этом вспоминаю детство, когда в нашей стране все пели – в семье, в коллективных поездках на сельхозработы, в застольях. Девушки пели на улице, что считалось нормой. К моей старшей сестре приходили подружки и часто пели. Пели одноклассницы на переменах, сев кружком, и даже на несколько голосов. Тогда везде были хоры – в школах, в вузах, на заводах, в сельских клубах… А потом все стало исчезать. И вот лет десять назад в Белово я прочитал непривычное объявление о конкурсе хоров.
Я сразу вспомнил то милое время, когда нас, школьников, учителя после уроков дважды в неделю загоняли на хор. И хотя добрая половина из нас ходила туда по прин­ципу: «Я участвую в хору, все орут и я ору», но на весенних районных, а иногда и областных смотрах наш хор гремел и все мы в те мгновенья очень любили свою Родину, потому что песни были патриотические. Родители давали нам маленькие денежки, чтобы мы могли после выступления купить в буфете лимонад и коржики, которые были очень вкусными. Потом пошли ВИА, дискотеки, на которых мальчики и девочки оглушали себя грохочущей музыкой, чтобы не слышать окружающий мир, а чтобы не видеть его, стали принимать алкоголь, наркотики. И даже танцевать стали поодиночке, а не парами. А уж когда пришел интернет, то и вовсе обособились, каж­дый в своей конуре. А тут еще и страна распалась, место культуры занял шоу-бизнес. Петь люди перестали. Дома, на дачах, на корпоративах – гремящая музыка с голосами «Фабрики звезд». Однажды слышал по радио, что приезжает Кубанский казачий хор. Но то профессионалы, и одни. А здесь объявление – целый конкурс хоров, да еще самодеятельных. Вес­точка из далекого мира. Я считал, что хоры вымерли, это было так давно. Мне захотелось послушать, тем более что входная плата была символической – по цене одной поездки в городском транспорте.

Открылся занавес. На сцене стояло около пятидесяти старушек и несколько старичков. Раньше я видел только школьные хоры да профессиональные, где не было седых людей. Когда же запели, я был обескуражен еще больше. Высокие женские голоса были без окраски, без обертонов, словно нижние струны гитары без оплетки. Голоса имели  одинаково металлическое серебристое звучание. При этом они дребезжали. Дребезжание отвлекало. Оно мешало, словно гудение мух в квартире. Хоры сменяли один другой. Все пожилые люди.  Я был удивлен. Как же постарел хор! Ни одного молодого человека…
Уходил с мыслью – неужели самодеятельные хоры исчезнут вместе со старушками.
В нашей поселковой школе пение было до девятого класса включительно. Вел его баянист, который во время урока отбирал солистов для хора. Участие в хоре сближало, рождало чувство коллективизма, развивало музыкальный слух, позволяло каждому ощутить свои голосовые возможности, да и просто излить душу в пении, кроме того, выявляло красивые голоса для дальнейшего музыкального образования. Многие эстрадные певцы начинали творческий путь с хора. Школьные хоры были начальным этапом приобщения населения к музыкальной культуре. В современном Китае идут еще дальше. Там в школьную программу включено обучение оперному искусству.. Но как сделать, чтобы люди у нас снова запели …
И вот недавно встретил знакомую. Она сказала, что спешит в Культурный центр на хор. Я сразу вспомнил тот конкурс и старушек, как я думал, последних из могикан. Но хор почему-то еще существует. Я решил его послушать. И не пожалел.
Руководит хором профессор Кемеровского университета культуры и искусств Анатолий Павлович Мохонько, заслуженный работник культуры. Возможно уже поэтому все здесь по-другому, хотя участники немногим моложе тех конкурсантов. Там пели на два голоса – обычное дело для любительских хоров, собирающихся от случая к случаю. Здесь же, на  удивление, поют на четыре, пять и даже шесть голосов. Что непросто даже профессионалам. В юности у нас была забава: иногда на спор мы, несколько человек, пели громко все сразу, причем каждый свою песню, кто кого перепоет. Исполнять в таких условиях  мелодию и слова, когда тебе в ухо кто-то кричит совсем другое, оказывалось очень сложно, хотя мы были юными, со свежими способностями. А здесь большинству хористов за
шесть­десят, возраст, когда музыкальные слух и память притупляются. Нетрудно представить, какой большой труд, сколько регулярных репетиций, какая дисциплина должны быть у людей, поющих многоголосием, да еще, как они нередко делают, – а капелла.
Там, на конкурсе, исполнялись песни народные и патриотические, как всегда. Здесь же кроме песен звучат отрывки из мюзик­лов, опер, оперетт, бравурные мелодии и даже на английском языке… Все это ново, непривычно для хора.
Главным качеством певца всегда являлось наличие красивого певческого голоса – желательно сильного, музыкального слуха, а также индивидуальности в исполнении.  Но с приходом шоу-бизнеса все перевернулось. Певцов научились делать с помощью звукового «грима» при слабеньких данных. Талантливых же исполнителей редко показывают не только частные, но и государственные телеканалы. В результате последние двадцать лет мы не слышим с экранов русских народных песен, романсов; нет, как прежде, трансляции опер, оперетт…
Но причина упадка музыкальной культуры в России не только в дурном вкусе хозяев телеканалов, радиостанций и шоу-бизнеса. Общая неразбериха в стране в по­-
след­ние годы также всего не объясняет. Причина глубже. Шоу-бизнес появился не просто так. Он занял возникшую пустоту – место чего-то чистого, что ушло… Душа у людей потеряла что-то святое, закрылась, окаменела, перестала петь.
Как же хору удается выживать? Доходов не приносит – слово «хор» зрителей не собирает. Он явно не в «формате». Аренду залов руководителю Хора Советской Песни (так называется хор А.П.Мохонько) иногда приходится оплачивать из своего кармана, как и концертную одежду хористов. И это несмотря на то, что Хор Советской Песни является лауреатом областных фестивалей, призером  Всероссийского конкурса «Поющая Россия», лауреатом международных фестивалей «Хоровое вече Сибири» и «Прииртышские напевы».
Отчетные концерты хора проводятся раз в год, а между ними только иногда по несколько песен на общественных мероприятиях – тематических либо к празднику. Но два-три произведения, не всегда самые лучшие из репертуара, мало привлекают слушателей. И лишь побывав на репетициях, я увидел всю красоту пения хора, наслаждался, наблюдая, как шлифуется каждая фраза, ткется ажурное полотно песен и был огорчен, что кроме меня этого никто не слышит. Я предложил руководителю хоть иногда приглашать на репетиции зрителей, устраивать мастер-классы, чтобы люди узнали, какой удивительный хор есть в Кемерово.
На конкурсах отмечали профессионализм Кемеровского Хора Советской Песни. Но дается такое непросто. «Взрослые» хоры страдают нестабильной посещаемостью. У кого-то рабочая смена, кто-то с внуками, кто приболел (возраст-то не спортивный), у кого сад, кого-то муж не пускает. Подобные проблемы и в Хоре Советской Песни. Из тридцати с лишним певцов на репетициях бывают лишь двадцать с небольшим, и те меняются. Приходится делать повторы. Поэтому репетиции длятся четыре часа. Перерабатываются старые, разучиваются новые мелодии; постигается звуковое наполнение фраз, нюансы чувств при пении, ритмика… –  то, что создает красоту исполнения. Анатолий Павлович, словно между прочим, передает профессиональные знания. Благодаря его необыкновенным  творческим и организаторским способностям репетиции пролетают как одно мгновение.
Участником Хора Советской Песни может стать каждый от восемнадцати до восьмидесяти лет. Но многие, узнав репертуар, уходят, говорят, что пришли отдохнуть, попеть традиционные застольные песни, а здесь надо трудиться… А уж кто остался, радуются, что не ушли.    
В репертуаре коллектива около ста пятидесяти произведений разных стилей, жанров и эпох. Запомнить непросто, а на концертах от волнения нетрудно и забыть. Во избежание конфуза, решили каждому дать на выступление красную папку с текстами. Конкурсная комиссия, слушая отличное пение и видя папки, решила, что все с музыкальным образованием, поют по нотам. Поющим такое польстило – всего несколько человек знают нотную грамоту.
И вот совсем недавно состоялся отдельный концерт Хора Советской Песни в помещении областной филармонии Кузбасса. Участники хора сами распространили билеты... Зал был полон. Хор выступил в полной красе. «Русский вальс» Пахмутовой, хоровые произведения Свиридова, песня Гладкова из кинофильма «Обыкновенное чудо», старинный романс «Я помню вальса звук прелестный» Николая Листова, «Тебе поем» Ипполитова-Иванова из литургии Иоанна Златоуста, русские и украинские народные песни, современные грустные и шуточные – далеко не полный перечень исполненных мелодий. Солисты с красивыми сильными голосами. Поймал себя на мысли, что на концертах художественной самодеятельности всегда чего-то недостает – у кого-то голос тихий, у кого-то резкий, у кого-то хриплый, кто-то не берет ноту – одним словом, самодеятельность, пришли и спели, кто как смог. В выступлениях Хора Советской Песни не оказалось никакой недостачи. Четкое многоголосие, наполнение каждого звука, отличное звучание как женских, так  и мужских голосов, взяты все ноты. Но главное – чувства. Когда закончился концерт, зрители не спешили подниматься с мест.  Такое бывает нечасто, всегда бегут в гардероб. А здесь – полное умиротворение. Песенная гармония расслабила, раскрепостила души, вернула во времена истинных ценностей.
Возможно, за таким хором будущее. Строгость классического пения и многообразие жанров. Мы знаем выражение «душа поет» – это когда человеку хорошо. И именно этот сохранившийся непрофессиональный хор представляется своеобразным коридором из поющей в прошлом России в будущую поющую Россию, когда душа народа снова запоет.
Когда шел на концерт, недалеко от филармонии встретил трех девочек лет десяти. Они пели. Такое услышал впервые за несколько десятилетий – пение на улице, где уже и пьяные давно не поют. Я посчитал это хорошим знаком.
В конце месяца Хор Советской Песни улетает в Крым, куда приглашен для участия в Международном фестивале «Звездный Крым».

АлександрЗОЛОТУХИН.
Кемерово.

Категория: Мои статьи | Добавил: mohonco (08.06.2014)
Просмотров: 1107 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [29]

Поиск

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 52

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0